Специальный административный район Макао (Аомынькиттрад澳門特別行政區 Подробнее

Секрет фирмы

Компания Renault официально пожаловалась на кражу технологий в прокуратуру Парижа.

 

Соответствующий иск прокурор столицы Франции Жан-Клод Марин получил в четверг, 13 января 2011 года. Правда, пока ни представители автопроизводителя, ни прокуратура не уточняют, о каких именно ноу-хау идет речь и кто входит в список подозреваемых.

 

Однако в этом деле уже хватает неофициальных данных, добытых представителями средств массовой информации с помощью собственных анонимных источников в Renault, парижской прокуратуре и правительстве Франции. На основании этой информации можно сделать вывод, что мы являемся свидетелями беспрецедентного международного скандала, связанного с кражей технологий в области автомобилестроения, который может нанести французской компании серьезный ущерб.

Что пропало?

По данным газеты Le Figaro, промышленные шпионы покусились на святая святых нынешнего арсенала ноу-хау французского автопроизводителя. Речь идет о новейших, еще даже не запатентованных технологиях по производству электромобилей (включая информацию о новом создаваемом сейчас электродвигателе и литий-ионных аккумуляторных батареях, окнах), на разработку которых альянс Renault-Nissan потратил в последние годы около четырех миллиардов евро.

Благодаря этим инвестициям французский и японский автопроизводители собираются уже в 2011 году вывести на рынок сразу четыре модели, которые приводятся в движение электричеством - Kangoo ZE, Fluence ZE, Twizy (Renault) и Leaf (Nissan). Кроме того, на 2012 год запланирован запуск компактного электрокупе Renault Zoe.

 

Renault Fluence Z.E. - один из электромобилей, технологии которого, предположительно, могли быть похищены промышленными шпионами.

Правда, как заявил представителям СМИ заместитель генерального директора Renault Патрик Пелата, шпионы не смогли заполучить никаких "ключевых с технологической точки зрения данных". Однако Пелата ссылается на результаты внутреннего расследование, за которым теперь должно последовать запущенное прокурором официальное следствие, а его результаты вполне могут показать, что интеллектуальной собственности компании был нанесен гораздо более серьезный урон.

Кроме того, Пелата, возможно, недоговаривает еще и потому, что в краже технологий могут быть замешаны высокопоставленные сотрудники французского автопроизводителя, включая одного из членов правления Renault. А это уже серьезно.

Без выходного пособия

По большому счету, скандал получил огласку только потому, что стало известно об увольнении сразу после Нового года (по одним данным третьего января, по другим - пятого) без выходного пособия сразу трех менеджеров, занимавших высокие посты во французской компании.

Самым высокопоставленным из них является один из 27 членов правления Renault, директор подразделения по долгосрочному планированию обновления модельного ряда Жан-Мишель Бальтазар, который проработал в компании более 30 лет и занимался стратегическим планированием вывода всех новых моделей на рынок. Второй уволенный сотрудник - его помощник Бертран Рошетт.

Благодаря своему служебному положению Бальтазар и Рошетт имели доступ ко всей информации о новейших разработках компании в области "электромобилестроения". Третьим уволенным является заместитель директора проекта по созданию электромобилей Матье Тананбаум, который, как следует из его должности, принимал непосредственное участие в разработке всех французских машин на электротяге.

Комментируя эти увольнения, представители Renault заявили, что все три работника были освобождены от работы "в соответствии с французским трудовым законодательством" за "серьезные нарушения", выявленные при исполнении ими должностных обязанностей. В свою очередь газета Le Figaro со ссылкой на свои источники внутри компании опубликовала более правдоподобную информацию о том, что эти сотрудники оказались замешаны в скандале с продажей за границу технологий, используемых при производстве электромобилей.

Внутреннее расследование по подозрению ряда сотрудников Renault в промышленной разведке началось еще в августе 2010 года, и к Новому году выяснилось, что двое из уволенных менеджеров имеют по секретному счету за границей (в Швейцарии и Лихтенштейне), на которые недавно были переведены крупные суммы денег - 130 тысяч и 500 тысяч евро. Кроме того, французской газете стало известно, что в роли плательщика выступила одна из крупнейших в мире электросетевая компания State Grid Corporation of China, контролируемая правительством Китая.

Суд да дело

"Китайский след" в этой истории нельзя назвать неожиданностью. Автопроизводителям из Китая нужны ноу-хау, необходимые для производства электромобилей, но у них нет ни необходимых денежных средств, ни времени на их разработку. Кроме того, в большинстве крупных "шпионских" скандалов в последние годы не обходилось без участия либо выходцев из Китая, либо китайских компаний, либо и тех и других.

Например, в ноябре 2010 года окружной федеральный суд Детройта признал бывшего инженера компании Ford, выходца из Китая Майка Юя (Mike Yu) виновным в промышленном шпионаже в пользу базирующейся в Пекине компании Beijing Automotive. В ходе расследования ФБР обнаружило на рабочем компьютере Юя в Beijing Automotive 41 документ, который принадлежит "Форду". А несколькими месяцами ранее супружеская пара из Китая пыталась продать компании Chery принадлежащие концерну GM гибридные технологии.

 

Министр промышленности Франции Эрик Бессон лично побывал четвертого января в штаб-квартире Renault и лишь затем, фактически из газет, узнал о "шпионском" скандале. Учитывая, что правительство Франции владеет 15 процентами акций Renault и имеет два места в правлении, полная неосведомленность чиновников о расследовании, проводившемся в течение пяти месяцев внутри компании, вызвала у министра приступ бешенства.

Однако представители правительства КНР наотрез отвергают обвинение в покупке украденных у Renault технологий. "Что касается предположений, что Китай вовлечен [в скандал с кражей французских ноу-хау - прим. "Авто.Ленты"], то эта информация лишена всяких оснований, безответственна и неприемлема", - заявил в ответ на обвинения в СМИ пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая Хун Лэй (Hong Lei).

Власти Франции тоже пока воздерживаются от обвинений в адрес Китая. Например, прокурор Парижа Жан-Клод Марин уже заявил, что представители Renault подали иск в отношении частных лиц, а не в отношении представителей иностранного государства. А это значит, что французские власти пытаются сгладить скандал с упоминанием в прессе государственной китайской компании в качестве покупателя украденной у Renault информации.

Атака клонов

Уже известно, что расследованием иска о краже технологий по производству электромобилей по поручению прокурора займутся сотрудники Центрального управления внутренней разведки (DCRI) - французского аналога американского ФБР. Вернее, они уже начали заниматься этим делом по собственной инициативе, сразу после Нового года.

Однако, как считает юрист Renault Жан Рейнхарт, даже таким высококвалифицированным специалистам потребуется много месяцев только для того, чтобы провести хотя бы предварительное расследование. А учитывая скорость, с которой китайские автопроизводители "перенимают" новейшие автомобильные технологии у своих западных и азиатских конкурентов, мы, возможно, узнаем о том, кто украл ноу-хау французского автопроизводителя, не от представителей DCRI, а из новостных лент. Которые объявят о появлении китайского конкурента "реношной" микролитражке Twizy или "ниссановскому" Leaf.

 

Артем Бетев